Пятница, 29.03.2024, 03:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Электронный методический кабинет

Тезаурус

Аннотация - предельно краткое изложение сути, содержания книги, методического пособия, разработки. Аннотация призвана в содержательном ключе обозначить целевое назначение, указать на адресную направленность данного материала.

Апробация  - проверка на практике спроектированных педагогических моделей, образовательных программ и технологий.

Адаптация — способность организма (личности, функции), приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое обеспечивает устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности.

Адаптация социальная — процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды. Содержанием ее являются сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им групповых норм, традиций, социальных установок, принятие на себя социальных ролей. Является одним из механизмов социализации личности.

Активные методы обучения:
- методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный, творческий, поисковый характер;
- методы, стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. К их числу относятся беседы, диспут, тематический семинар, деловая игра, тренинг.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение им уже изученного.

Витагенная педагогика – педагогика, базирующаяся на использовании жизненного опыта обучающихся.

Воспитание (в социокультурном аспекте) – специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры.

Воспитательная система – это «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, отношения, материальная база, освоенная коллективом окружающая среда) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». (Л.И.Новикова)

Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и все¬го образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого челове¬ка; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми, знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языка¬ми; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Глобальная педагогика – педагогика общечеловеческого нравственного воспитания детей и юношества, формирующая гражданина планеты.

Дидактические игры – игры, предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве, а также наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, счетные умения, представления об окружающем мире.

Дискуссия:
-способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;
-метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучающихся в коллективный поиск истины.

Дифференциация образования - обеспечение многообразия школы и права ребенка на выбор образования, на его индивидуализацию и личностную ориентированность, на выбор индивидуальных образовательных траекторий, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей личности, что требует максимального разнообразия образовательных условий и педагогических подходов, опирается на многообразие учебных программ, учебников, учебных пособий, в том числе и разноуровневых, обеспечивает создание рынка образовательных товаров и услуг.

Здоровьесбережение – это учет особенностей обучающихся, нервной системы, создание благоприятного психологического фона, предупреждение переутомления, перегрузки обучающихся, использование приемов, способствующих появлению интереса к учебе, создание условий для самовыражения обучающихся, инициация разнообразной деятельности, предупреждение гиподинамии.

Информатизация – процесс интеграции и систематического использования технических и материальных ресурсов, идей, научно-методических материалов с целью повышения эффективности обучения и управления.

Инновационная деятельность -  процесс самоактуализации субъектов образовательной деятельности в результате самообразования, саморефлексии.

Инновация педагогическая - целенаправленно осуществляемое нововведение в педагогическую деятельность, предполагающее повышение ее эффективности.

Интеграция  - процесс сближения, связи наук, частей, взаимопроникновения культур.

Информация: обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов; релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи; реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах; сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения; справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Игра — занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, приносящие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. И. — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения и обучения.

Интеллектуальный коэффициент – это средний арифметический балл, получаемый от сложения всех итоговых отметок, за все предметы учебного плана, и деление суммы на  их число.  (Н.П.Капустин)

Интерактивное обучение:
- обучение, построенное на взаимодействии обучающихся с учебным окружением;
- на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий;
- совместный процесс познания.

Индивидуальный подход — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.) в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть ИП составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. И. определяется как внутренний психический мир человека, включающий основные ее сферы: интеллектуальную мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, саморегуляции и экзистенциальную

Исследовательский метод в обучении – метод привлечения обучающихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности.
 
Качество образования – совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения в целях развития личности ученика и учителя.

Контроль – проверка, систематический учет, а также наблюдение, осуществляемое с целью проверки.

Компетентностный подход – это приоритетная  ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.

Компетентности – это содержательные обобщения теоретичнских и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений.

Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способность человека реализовывать на практике свою компетентность.

Креативность – творчество.

Классификация - распределение объектов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от наличия общих признаков.

Когнитивные процессы  – познавательные психические процессы человека (внимание, восприятие, мышление, память).

Контекст  - обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значения входящих в ее состав фрагментов (слов, выражений или отрывков текста).

Контент - анализ  - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т.д.), в котором в соответствии с целями исследований выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации.

Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Коррекция — система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданная человечеством в процессе общественно-исторической практики.

Лекция — систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (учителем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Выделяют следующие виды Л.: вводные, установочные, текущие, обзорные, заключительные. Одно из главных требований к Л. — целостность и систематичность изложения, а структура ее зависит от особенностей учебного материала и Дидактических целей.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. ЛОО – это не просто учет особенностей субъекта учения. Это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций или востребование его субъективного опыта. (И.С.Якиманская)

Мониторинг – это постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом, отслеживание его хода по четко определенным показателям с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами и предупреждения нежелательных отклонений.

Методический совет – совещательный и коллегиальный орган при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества. Методический совет в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется законами РФ, решениями Правительства РФ, органов управления образования всех уровней по вопросам учебно-воспитательной, методической, проектно-исследовательской деятельности.

Методическая деятельность – система мер, основанная на достижениях науки и практики, она направлена на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самостоятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителя.

Мотивация – это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения.

Методическая разработка - комплексная форма материала, включающая рекомендации по организации и проведению отдельных составляющих массового дела, методические советы.

Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под  непосредственным руководством педагога-мастера.

Образование – целенаправленный процесс воспитания, обучения в интересах человека, общества, государства. (Закон РФ «Об образовании»)

Образовательная модель – это содержание элементов учебно-воспитательного процесса. Образовательная модель – это группа взаимосвязанных, согласующихся элементов, таких, как:
-структура образовательных целей;
-содержание учебного курса;
-организация учебного курса;
-модели групповой организации учащихся;
-управление учащимися;
-тесты и проверки;
-оценка процесса обучения.

Образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей. Эти возможности позволяют приобретать определенные знания, умения, компетентности для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей.

Образовательная компетенция – это овладение обучающимися комплексной процедуры, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.

Образовательная программа школы – многофункциональный нормативно-управленческий  документ, отражающий актуальное состояние образовательного процесса, обоснование выбора педагогическим коллективом содержания образования и технологий его реализации, перспективы развития образовательного учреждения.

Обученность – это уровень реально усвоенных знаний, умений и навыков. (П.И.Третьяков)

Обученность – это те характеристики психического развития, которые сложились в результате предыдущего хода обучения. Это определенный итог предыдущего обучения, т.е. запас знаний сегодня.  (А.К.Маркова)

Обученность – это глубинная характеристика личности учащегося и одновременно показатель успешности усвоения ЗУН, готовности к продолжению образования. (Л.Н.Засорина)

Обучаемость – это способность (пригодность) учащегося овладевать заданным содержанием обучения. (И.П.Подласый)

Отметка – это количественное выражение результата обучения.

Оценка – процесс диагностики и выставления отметки.

Парадигма – ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований.

Планирование – это процесс определения основных видов деятельности с четким указанием конкретных исполнителей  и сроков исполнения модельной структуры, взаимодействия управления школой, педагогами, обучающимися и их родителями в ходе образовательного процесса.

Педагогический тест – множество заданий специфической формы, позволяющее объективно измерять уровень подготовленности испытуемого по определенной области знания.

Передовой педагогический опыт- это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств  и времени.

Педагогика практического гуманизма – убеждение, укрепление, поддержка человека, созидающего свою гуманистическую позицию в пространстве повседневной жизни.

Педагогический мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное  слежение за ее состояние и прогнозированием ее развития. А.С.Белкин выделяет следующие виды педагогического мониторинга:
дидактический мониторинг – слежение за различными сторонами учебного процесса;
воспитательный мониторинг – слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса;
управленческий мониторинг – слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив, руководитель – ученический коллектив и т.д.;
социально- психологический мониторинг – слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп.
   
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса. (Т.Б.Лихачев)

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько)

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П.Волков)

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведении учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя.  (В.М.Монахов)

Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. (М.В.Кларин)

Педагогическая технология – содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений предыдущих авторов. (Г.К.Селевко)

Процесс обучения – активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний. Обучение понимается как динамичный процесс, во время которого учащийся, включаясь в разнообразные виды деятельности, используя доступные источники познания, формирует собственное мировоззрение  (понятия, способы, техники и т.д.).

Педагогическое проектирование – разработка учителем специальных средств разрешения конкретной проблемной ситуации.

Самоопределение – самостоятельные, осознанные выборы учебных целей, задач, заданий и форм учебной работы.

Самореализация – проявление своего творческого потенциала.

Саморазвитие – специфический процесс, целенаправленное изменение себя как субъекта ради собственного совершенствования.

Социализация – процесс усвоения человеком существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве. («Толковый словарь»)

Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния. (В.М.Шепель)

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы. (М.Чошанов)

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.  (ЮНЕСКО, 1986г)

Тьютор – преподаватель – консультант в системе дистанционного обучения.

Управление качеством образования – это особое управление, организованное на достижение не любых, не случайных, не  просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника),  т.е. речь  всегда идет о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах. (М.М.Поташник)

Управление качеством образовательного процесса – это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам. (В.П.Панасюк)

Учебно – познавательная деятельность – это самоуправляемая деятельность обучающегося  по решению личностно-значимых и социально – актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающаяся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

Целеполагание – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Эксперимент в образовании – это осуществление «контролируемых» изменений составляющих деятельности по организации образовательного процесса с целью осуществления ожидаемых позитивных приращений в развитии учащегося, которые в каждом конкретном случае следует определить и конкретизировать как образовательные результаты. Они могут состоять в возросшей инициативности, самостоятельности, уровне здоровья или в появлении новых ключевых умений, понимании, развитии индивидуальных способностей, уровня осознания (рефлексии) и информированности данного ученика.