Четверг, 28.03.2024, 21:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Электронный методический кабинет

Cхема анализа урока в системе личностно-ориентированного образования (по Е.В.Бондаревой)

1. Подготовка учителя к уроку.

1.1.Какую роль учитель отводит данному уроку в личностном развитии обучающихся?
1.2.Задачи урока, их связь с задачами образовательной области, предмета, темы?
1.3.Когда проводилась исходная диагностика личностного развития, обученности, воспитанности обучающихся? Как использовались результаты диагностики при постановке задач урока, определении его содержания?
1.4.Какая индивидуальная работа проектировалась учителем на данном этапе?
1.5.Как учитель оценивает результаты работы отдельных обучающихся на уроке; в чем продвинулись способные, средние и слабые ученики?

2. Организация урока.
2.1.Какие задачи были поставлены учителем перед обучающимися? Удалось ли привлечь самих обучающихся к постановке задач урока и его организации? Как обучающиеся поняли задачи урока и как учитель выяснил степень понимания детьми задач предстоящей работы?
2.2.Была ли создана мотивация предстоящей деятельности? Как был разбужен их интерес, возникло ли у обучающихся желание овладеть новыми знаниями, умениями. Навыками, продвинуться в развитии?
2.3.Как обучающиеся участвовали в организации урока: имели ли место взаимное обучение, взаимный контроль и оценка, какие роли выполняли обучающиеся на уроке, кто принял на себя ответственность за организацию, порядок, дисциплину на уроке?
2.4.Какова организационная структура урока? Можно ли выделить этапы урока на пути движения обучающихся к цели? Как изменялась деятельность обучающихся на каждом этапе? Какие познавательные и личностные задачи они решали на каждом этапе?
2.5.Организация рефлексии обучающихся по поводу услышанного и сделанного на уроке?

3. Содержание урока.
3.1.Какие ценности были положены в основу содержания обучения на данном уроке и стали ли они предметом обсуждения с обучающимися?
3.2. Какие глобальные и более частые проблемы развития человечества и человека были включены в содержание урока?
3.3.Содержание теоретических знаний на уроке. В рамках какой научной теории она излагалась? Была ли у обучающихся возможность сравнивать и оценивать различные подходы к объяснению или проектированию развития изучаемых явлений, процессов? Была ли создана ситуация выбора (теории, системы, определения, способа решения задачи, проблем для обсуждения  и т.д.) и как обучающиеся проявили себя в этом выборе?
3.4.Содержание познавательной и практической деятельности обучающихся на уроке. Какими способами познавательной и практической деятельности овладели обучающиеся на данном уроке? Участвовали ли они в творческом поиске, в чем он состоял, каковы элементы, результаты творческой деятельности («произведения», созданные обучающимися, «открытия», поставленные проблемы и т.д.).
3.5.Какими способами личностного развития, «строительства» собственной личности овладели обучающиеся:
- умениями ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления;
- умением общаться, коммуникабельностью;
- умением сотрудничества и взаимопомощи;
- умением саморегуляции, самоконтроля, самодисциплины;
- умением самопознания, рефлексии и др.
3.6.В чем состоял развивающий характер содержания обучения на данном уроке?
3.7.Имели ли место дифференциация и интеграция содержания?

4. Технология обучения.
4.1.Как была организована самостоятельная творческая работа обучающихся на уроке?
4.2.Какими методами, приемами учитель приводил  обучающихся в состояние активности?
4.3.Имело ли обучение диалогический характер? Возникали ли у обучающихся вопросы к учителю? Друг к другу, к учебнику и т.д.?
4.4. Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку обучающихся на уроке? Имела ли место индивидуальная поддержка?
4.5.Как осуществлялось развитие гуманитарного мышления обучающихся?
4.6.Как предупреждались затруднения обучающихся и устанавливалась обратная связь?
4.7.Какие из современных технологий обучения использованы учителем?
4.8.Каков эффект технологии, использованной учителем?

5. Экология урока.
5.1.Состояние здоровья обучающихся класса и его учет на уроке.
5.2.Какое настроение было у детей на уроке, не возникали ли состояния подавленности, агрессии, неудовлетворенности, пассивности, нежелания работать? Что было причиной подобных состояний? Не переутомились ли дети?
5.3.Достаточно ли были нагружены все обучающиеся и не было ли перегрузки учебным материалом? Пережили ли дети радостное чувство успеха?
5.4.Условия (внешние, материальные) обучения в данном помещении.
5.5.Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимопонимание и взаимная забота учителя и обучающихся – в чем они проявлялись? С каким настроением ушли с урока учитель и обучающиеся?

6. Педагогическая культура и профессионализм учителя на уроке.
6.1.Проявлялись ли в поведении учителя с детьми любовь, доброта и уважение к ним, независимо от их успехов в учении?
6.2.Понимает ли учитель детскую психологию, причины поведения детей, все ли его действия, поступки и оценки были педагогически целесообразны и справедливы?
6.3.Хорошо ли учитель владеет специальными знаниями по предмету, умеет ли увлечь обучающихся наукой, возбуждать интерес к учению. Выстроить систему собственных доказательств тех или иных вопросов?
6.4.Были ли на уроке творческие педагогические находки, проявил ли учитель вдохновение, фантазию, импровизацию, артистизм, индивидуальный педагогический почерк?
6.5.Умеет ли учитель гибко ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы, владеет ли искусством проблемного изложения материала и ведения эвристической беседы?
6.6.Не проявлял ли учитель раздражительность, недовольство детьми, не повышал ли на них голос, не нарушил ли нормы культурного поведения и педагогический этики?
6.7.Как учитель относится к неверным ответам обучающихся, вовлекает ли в  их опровержение других детей, не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам и ответам детей?

7. Общая оценка урока как элемента системы личностно-ориентированного образования:
- урок был хорошо подготовлен (недостаточно подготовлен) для решения задач личностного развития обучающихся, обеспечил (не обеспечил) их продвижение в развитии и усвоении знаний;
- урок полностью отвечал (не отвечал) принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода;
- обучающиеся чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами урока, его соавторами и проявили следующие субъективные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, давать оценку фактам, событиям, научным поискам, открытиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию и др.;
- учитель использовал (не использовал) гуманистические педагогические технологии, реализовал стратегию сотрудничества, педагогической помощи и поддержки обучающихся, умело сочетал фронтальную работу с классом с индивидуальной работой с отдельными обучающимися, поощрял индивидуальные творческие достижения детей;
- общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали ( не способствовали) саморазвитию, самообразованию, самовыражению и самоопределению обучающихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта, стимулировали личные смыслы учения.